Когда приехал цирк?

В этом году по всему миру проходит ряд мероприятий #Circus250, посвященных 250-летию возникновения самого веселого из искусств. По этому случаю центральное место в тематической экспозиции лондонского Музея Виктории и Альберта, которая открывается на этой неделе, отведено личности легендарного англичанина Филипа Астлея (8 января 1742 — 27 января 1814), которого называют отцом современного цирка. В 1768 году он нарисовал на земле круг диаметром 13 метров (42 фута), наполнил его мужчинами и женщинами, стоящими на спинах скачущих лошадей, другими животными, а также клоунами, жонглерами, акробатами и… все завертелось.

pixabay.com

Впрочем, история могла бы пойти другим путем, если бы мальчик из английского Ньюкасле-андер-Лайма слушался отца и прилежно осваивал у него же ремесло краснодеревщика. К неудовольствию Астлея-сташего, юный Филип был без ума от лошадей. История гласит, что после очередного семейного скандала, он убежал из мастерской отца и случайно наткнулся на горластого рекрутера, зазывавшего молодежь в кавалерийский полк легких драгун полковника Эллиота. В армии Астлей приобрел огромный опыт всадника и признание в этом качестве. Когда он увольнялся со службы, то в награду получил своего любимого большого и нарядного коня Гибралтара. Надо сказать, и сам Филип был человеком не маленьким для своего времени – его рост составлял 6 футов (1,82 м).

Историки цирка считают, что Астлей, все-таки, не был первым, кто придумал круглую арену для конных шоу, но он первым привел в манеж других артистов и помог стандартизировать размер круга для галопа лошади. Первый манеж под открытым небом, где он проводил обучение верховой езде и давал представления, был открыт примерно в районе вокзала «Ватерлоо» современного Лондона. Через некоторое время он решил включить в представления клоунов, которые развлекали бы зрителей между конными номерами. Эти шоу стали популярны и доходны. В 1769 году Филип Астлей арендовал лучший участок, расположенный у подножия Вестминстерского моста, где манеж был окружен трехуровневыми трибунами для зрителей. В программе появились мужчина и собака, выступающие на канате.

На волне успеха Астлей развернул строительство деревянных цирковых амфитеатров по всей Великобритании, а также в Ирландии и Франции, получив прозвище «Амфи-Филип». Увы, серия пожаров, вызванных хранимыми фейерверками, уничтожила некоторые его более поздние крытые здания с богатыми декорациями, которым позавидовал бы любой оперный театр того времени.

Астлей умер и был похоронен в Париже в 1814 году. Но живет и процветает его детище – цирк, который, кстати, он сам так никогда не называл. Первый «цирк» был построен в 1782 году на юге Лондона соперником Филипа – Чарльзом Хьюзом. Самым же известным цирком наших дней является Cirque du Soleil (Цирк Солнца), основанный в 1984 и со временем превратившийся в высокобюджетное ослепительное шоу. Его годовая выручка оценивается в 800 млн долларов США.

Новую страницу в истории цирка открыло популярное в Европе общественное движение в защиту прав животных. В 2017 году Шотландия стала первым государством, запретившим использование диких животных в развлекательных целях. Скорее всего, её примеру последует Англия: по данным соцопросов, 94,5% жителей страны поддерживают введение ограничений. Американский цирк Ringling Brothers, открывшийся 146 лет назад, в 2017 году был вынужден попрощаться с публикой. Продажи билетов на его представления резко сократились после того, как компания отказалась от номеров с участием слонов.

Представить цирк без слонов можно, а вот без лошадей – нет.

Оставить комментарий