«Джимхана» и «Омокси»

 

Хорошо забытое старое? Конные игры в MAXIMA STABLES, «джимхана» и «омокси».

14 января в конноспортивном клубе MAXIMA STABLES успешно прошли «Конные игры», организованные Кремлевской школой верховой езды. Это были командные соревнования необычного формата – скоростное прохождение трассы с 12 препятствиями-заданиями, сочетавшее в себе простые элементы джигитовки, конкура, выездки и техники конного туризма. Кульминацией игр стали личные состязания самих «кремлевцев» по усложненной программе, победу в которых одержал капитан команды джигитовки КШВЕ Андрей Ненашев.

Стоит сказать, что идея подобных состязаний, конечно, не нова. Так, в книге профессора И.Ф. Бобылева «Конные игры» (1989) описывается около 40 различных оригинальных конных забав народов мира, из которых наиболее близка по своей сути к происходившему в Гранд-манеже Максимы «джимхана». Под этим термином в англоязычных странах понимают любительские состязания начинающих, в основном, юных всадников, иногда откровенно шуточного характера. Чего стоят, например, такие задания: ведя лошадь в поводу, поймать ртом яблоко (или мяч), плавающий в ведре. Или встать на седло и выпить кефир из подвешенной бутылки (напейся, но не облейся). Но некоторые упражнения достаточно сложны, как, например, двигаясь рысью или галопом, расседлать лошадь и дальше ехать без седла; сесть спиной вперед и в таком положении преодолеть небольшое препятствие. За каждое невыполненное задание, а также за превышение контрольного времени, участников игры штрафуют. Выигрывает участник, закончивший дистанцию с наименьшей суммой штрафных очков. По некоторым данным, «джимхана» первоначально возникла в Индии для развития у солдат-кавалеристов ловкости и сообразительности. А сам термин на языке хинди означает «место для состязаний». В этом же военно-прикладном качестве «джимхана» существовала некоторое время и в Советском Союзе, о чем вспоминает один из кавалеристов:

«…прямо на плацу ставили топчан с постелью. Рядом с постелью клали винтовку, шашку… Одним словом, все кавалерийское вооружение и снаряжение. Участвовавший в игре боец на глазах у зрителей раздевался до белья, складывал, как положено по уставу, свое обмундирование, клал его на табурет, стоявший в ногах топчана, а рядом ставил сапоги. Невдалеке забивали коновязный кол, к которому привязывали коня, а рядом клали седло. Место стоянки коня являлось исходным для движения всадника полным карьером по указанному флажками кругу. 

По сигналу на трубе «Боевая тревога» всадник вскакивал (с того момента засекалось время), быстро одевался, седлал коня и, надев снаряжение с оружием, с места брал в галоп. 

Во время движения полностью одетый и вооруженный всадник должен был на ходу поразить встречавшиеся цели шашкой, пикой или выстрелами из винтовки; поднять раненого и положить его поперек седла, чтобы увезти с поля боя: расседлать и подседлать коня на скаку; взять у одного из судей котелок с водой и, не расплескав, передать через сто – двести метров другому судье; положить коня и, укрывшись за ним, открыть огонь по «противнику». Много других очень интересных и сложных упражнений предусматривала эта замечательная, но трудная и сложная кавалерийская игра».

Продолжение статьи

Оставить комментарий